Екатерина Богданова

Новая «Бесприданница»

(рецензия на спектакль «Бесприданница» режиссёра В. Золотаря, поставленный в Ульяновском драматическом театре по одноимённой книге А. Н. Островского)

 

            В 2018 году на сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова состоялась премьера спектакля «Бесприданница» по одноимённой пьесе А. Н. Островского.

            Два года я не решалась пойти на этот спектакль по одной простой причине: судя по афише, размещённой на сайте, постановка была не классическая, а «на новый лад».

            Однако весной 2020 года я всё-таки посмотрела её и была приятно удивлена. После просмотра у меня не возникло ни чувства разочарования, ни сожаления о двух часах потраченного времени. Современная «Бесприданница» произвела на меня самое приятное впечатление как неординарная, зрелищная и в то же время трогательная постановка. И вот почему.

            Во-первых, спектакль отличался тем, что действие его разворачивалось на авансцене и в зрительном зале, в то время как места для зрителей располагались на сцене. Это смелое решение постановщика я считаю удачным и вполне оправданным. Между актёрами и нами, гостями театра, не было привычной дистанции. Поэтому чувство погружения в своеобразную атмосферу спектакля и включённости в сюжет не покидало меня в течение всего спектакля.

            К тому же, нельзя не отметить важнейшую роль в постановке декораций: на правой половине авансцены находилась комната в доме Огудаловых, а на левой – барная стойка кафе. Многочисленный мелкий инвентарь, задействованный в пьесе (посуда, косметика, лекарства, украшения, цветы, предметы для уборки, подшипники и др.), дополнительно оживлял её. Создавалось впечатление того, что на сцене происходит не игра, а течёт реальная жизнь со всеми её зыбкими радостями, неминуемыми бедами, окрыляющими открытиями и глубокими разочарованиями.

              Во-вторых, постановщики «Бесприданницы» порадовали прекрасным подбором актёров. Очень интересно смотрелась в роли главной героини Анна Дулебова. Она талантливо сыграла Ларису Огудалову – сильную духом, но слабую без надёжного мужского плеча, решительную, смелую, всегда окружённую людьми, но безнадёжно одинокую.

              Очень удачно подобраны актёры на роли Сергея Сергеича Паратова (Максим Копылов) и Юлия Капитоныча Карандышева (Максим Варламов). Контраст между ними сразу бросается в глаза, а их конфликт держит зрителя в напряжении до самого конца спектакля. Огромный вклад в успех постановки внесли и исполнители ролей второго плана: сыгравшая мать Ларисы Огудаловой заслуженная артистка России Ирина Янко, а также Виктор Чукин (роль Мокия Пармёныча Кнурова) и Юрий Гогонин (роль Василия Данилыча Вожеватова). Особый колорит постановке придаёт выступление шоу-группы «Цыгане».

               Отдельно хочется отметить костюмы актёров. Образ каждого персонажа был основательно продуман и нёс в себе, на мой взгляд, определённый скрытый смысл. Белый цвет в одежде Сергея Паратова олицетворяет радость, которую испытала Лариса по поводу его возвращения, её веру в счастливое будущее с этим человеком. А чёрный цвет означает истинную сущность судовладельца, его порочность и коварство.

              Очень комичным показался зрителям костюм Робинзона, состоящий из шотландской юбки, индейского головного убора с перьями и воротника без рубашки, но с непомерно длинным галстуком. Появление данного персонажа в таком виде оживляет публику и разряжает тревожную атмосферу спектакля.

               Важное место занимает в спектакле музыка, в первую очередь песни Земфиры «Красота», «Самолёт», «Блюз» и другие. На мой взгляд, эти композиции, звучащие в наушниках главной героини, раскрывают нам её внутренний мир. Песня рэпера Хаски «Панелька», под которую Лариса танцует на своих именинах, вызвала, пожалуй, больше всего вопросов у зрителей, особенно у представителей старшего поколения. Однако, по моему мнению, такое музыкальное сопровождение на театральных спектаклях имеет место быть. Этот трек имеет очень современное звучание, но он цензурен и не аморален.

               В течение всего спектакля зрители видят перед собой телеэкраны: один в комнате Огудаловых, другой – над барной стойкой. Видеоролики, демонстрируемые в течение постановки, гармонично вписываются в сюжет и делают происходящее на сцене ещё более реальным. Поэтому попытка соединения кино и театра, на мой взгляд, режиссёру тоже удалась на славу.

              Наконец, перенос сюжета пьесы Островского в наше время, в век диджитализации и информации, подчеркнул, что автор поднимает в своём произведении вечные вопросы. По сей день проблема роли женщины в обществе, её предназначения не утратила своей актуальности.

             Я считаю, что «Бесприданница» придётся по душе тем представителям старшего поколения, которые признают за театром право на эксперименты, на поиск новых и неординарных творческих решений. Но особенно полезен данный спектакль для молодёжи. Новая версия «Бесприданницы» учит молодых людей уважительному, трепетному отношению к женщинам и ответственному подходу к созданию семьи. Девушек она учит ценить и уважать себя, даже при низком уровне достатка иметь чувство собственного достоинства и ни в коем случае не соглашаться на роль «вещи», пусть даже и дорогой.

              Подводя итог, хочется сказать, что «Бесприданница» В. Золотаря – один из самых интересных и самобытных спектаклей в репертуаре Ульяновского драматического театра. В 2020 году эта постановка заслуженно получила на Дмитровском театральном онлайн-фестивале награду за лучшую режиссуру и две награды в номинации «лучшая роль второго плана», которых удостоились заслуженная артистка России Ирина Янко (роль Хариты Игнатьевны Огудаловой) и заслуженный артист России Виктор Чукин (роль Мокия Пармёныча Кнурова). В спектакле «Бесприданница» режиссёру удалось соблюсти некую золотую середину.

              Несмотря на все атрибуты и специфические черты двадцать первого века, типажи героев Островского легко узнаваемы. Мы без труда убеждаемся в том, что такие люди как Карандышев, Паратов, Кнуров и Вожеватов живут среди нас до сих пор. Поэтому новую версию «Бесприданницы» можно, по моему мнению, назвать очень достойным и поучительным спектаклем, который заслуживает внимания современного зрителя.

 

Екатерина Богданова

«Обрыв» И. А. Гончарова

            Наверно, всем читающим ульяновцам (да и не только) известны названия трёх  романов выдающегося русского писателя XIX века И. А. Гончарова: «Обломов», «Обрыв» и «Обыкновенная история». Первое название пробуждает воспоминания об инертном Илье Ильиче на домашнем диване и об энергичном и деятельном Штольце – его лучшем друге. Эти герои знакомы нам со школьной скамьи. Именно им многие из нас обязаны знакомством с художественным миром И. А. Гончарова.

            Однако, как ни прискорбно, этим романом для многих и ограничивается творчество великого русского писателя. Два других произведения, «Обрыв» и «Обыкновенная история», не прочитываются, остаются в тени. И, конечно же, незаслуженно.

            В данной статье речь будет идти о необыкновенно глубоком, масштабном, увлекательном и поучительном романе «Обрыв». Эта книга, на мой взгляд, способна принести существенную пользу подрастающему поколению. Хотелось бы, чтобы она была включена наряду с «Обломовым» в школьную программу. И вот почему.

            Во-первых, в данном произведении центральное место занимает проблема семьи. Это как нельзя актуально сейчас, в начале XXI века, когда так трудно сохранить семейные ценности. Гончаров большое внимание уделяет взаимоотношениям между родственниками, влиянию друг на друга родных и близких людей, создаёт своеобразный конфликт поколений (не такой острый, как у Тургенева в «Отцах и детях», зато не утрированный, жизненный).

            Закон единства и борьбы противоположностей поневоле приходит на ум при знакомстве с обитателями тихой и уютной Малиновки.

            Хозяйственная, бережливая, свято хранящая верность традициям Татьяна Марковна Бережкова называет «чудным», «необыкновенным», а порою и «полоумным» своего внука, тридцатилетнего Бориса Райского. Ей трудно понять молодого человека, который, полностью отдавшись искусству, не проявляет интереса к военной и штатской службе и не интересуется делами имения. Борис же считает устаревшими многие принципы бабушки, не одобряет её желание всегда всё контролировать и даже шутя называет её «тиранкой».

             Однако, несмотря на все разногласия и горячие споры, внук с глубоким почтением и трепетной любовью относится к бабушке. Она тоже любит своего Борюшку, мечтает найти для него достойную невесту и передать ему бразды правления имением. Я считаю, что подобные взаимоотношения между представителями двух разных поколений являются достойным образцом для современной молодёжи.

            Приведём другой пример. Внучки Бережковой Верочка и Марфенька – две диаметрально противоположные натуры. Раскрытию характеров этих двух самобытных героинь Гончаров, по-видимому, придаёт особое значение.

            Марфенька – весёлая, добродушная, открытая, по-детски наивная и беззаботная девушка двадцати одного года. Она выросла «под крылом» бабушки и не допускает возможности ни сделать что-то, ни, тем более, полюбить кого-то против бабушкиной воли. Однако Марфенька не тяготится полной зависимостью от старшей родственницы. Она любит её как родную мать, охотно делится с ней сокровенным и просит у неё мудрого совета в трудную минуту. Эта героиня видится и троюродному брату Райскому, и читателю чистым, лёгким, неунывающим мотыльком, радостно порхающим с цветка на цветок. У Марфеньки много интересных увлечений: она рисует, играет на фортепиано, поёт, рукодельничает. К тому же, она сама занимается садоводством и ездит вместе с бабушкой в поле, приобщаясь к хозяйственным делам.

            Образ Марфеньки на какое-то время увлекает Райского. Но вскоре он переключает внимание на другую сестру, двадцатитрёхлетнюю Верочку. Образ Веры – это, пожалуй, самая большая загадка романа Гончарова. Длительное время Райский пытается отыскать ключи к сердцу этой девушки, добраться до её сути, развеять окутывающий её туман неизвестности. Однако «русалочный взгляд» тёмных глаз и «дрожащий от улыбки» подбородок не поддаются «столичному дендизму».

            Вера живёт в старом доме, отдельно от бабушки и Марфеньки, не разделяет увлечений сестры, предпочитает одиночество и «свободу». Она не боится ни пустых холодных залов с мебелью в чехлах и старинными статуями, ни даже обрыва, под которым затаилась между деревьев могила самоубийцы. Следуя совету врача, считающего, что у Веры слабые нервы, Татьяна Марковна старается по пустякам не тревожить внучку. Бережкова не допытывается, чем увлекается и с кем общается Вера, не приходит к ней в комнату без надобности. Первоначально девушка кажется Райскому холодной и сдержанной. Но однажды молодой человек понимает, что подо льдом скрывается пылкое запретное чувство….

             Несмотря на разительные отличия в характерах и привычках, сёстры очень тепло относятся друг к другу, заботятся друг о друге и поддерживают друг друга в тяжёлых ситуациях. Стоит вспомнить хотя бы, как Вера хлопотала о букете из померанцев к помолвке Марфеньки и как переживала Марфенька, когда Вера попала в беду.

             Бедою стала не болезнь и не смерть, не разорение и не заточение. Веру погубила страсть. В крайнее изумление и даже в ярость приходит Райский, узнав, кто стал избранником его скрытной и загадочной троюродной сестры. Вера полюбила молодого человека по имени Марк Волохов. Воруя яблоки из сада Бережковой, он украл нечто куда более ценное – неопытное сердце её старшей внучки.

             История Веры и Марка очень поучительна. Как и все девушки, Вера мечтает о глубоком, серьёзном и, главное, вечном чувстве, о вступлении в законный православный брак посредством венчания. Однако у её возлюбленного другая «философия любви». Марк не верит ни в Бога, ни в возможность любить вечно. Он считает пережитком прошлого то, что люди приносят себя в жертву друг другу и продолжают жить вместе даже тогда, когда любовь «прошла». Целый год молодые люди тайком встречаются в беседке: Марк вызывает Веру выстрелами из ружья, а она спускается к нему с крутого обрыва. Всё это время каждый из них пытается перетянуть другого на свою сторону. Однако «согласиться» у влюблённых никак не получается. Наконец, они принимают решение расстаться: что может быть общего у интеллигентной «девочки, которая сидит на азбуке» и грубого «волка» «вроде Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва», находящегося под надзором полиции?

             Пронзительно описывает И. А. Гончаров происходящую в душе героини внутреннюю борьбу. Осознавая, что страсть может погубить её, Вера обращается за помощью к Богу (молится «о неверующих») и к троюродному брату. Она просит Бориса ни за что, ни под каким предлогом не позволять ей спускаться с обрыва. Однако в роковой час молодой человек оказывается бессилен. Чувственный порыв побеждает рассудок. Вера бежит среди ночи на очередное свидание к Марку. Она убеждает Бориса, что хочет только проститься с Волоховым, однако обманывает и брата, и себя. Не выдержав, Райский спускается с обрыва. Отвращение и ужас переполняют его при картине пылкого свидания сестры, её падения.

             Вернувшись домой и получив от Бориса укоризненный померанцевый букет, Вера заболевает от нервного перенапряжения и несколько дней лежит в лихорадке. Чувство вины перед братом и бабушкой истязает её. Мучительные угрызения совести не дают покоя. По просьбе Веры Райский рассказывает обо всём Татьяне Марковне. Тут-то и проявляется вся стойкость, вся сила духа помещицы Бережковой. Страшное известие подрывает здоровье пожилой женщины. «Нет у вас больше бабушки», – говорит она и замыкается в себе, молча ходит по двору и саду, с безучастным взглядом смотрит на всё вокруг. «Мой грех», – лишь повторяет Татьяна Марковна. Однако вскоре бабушка понимает, что никто, кроме неё, не сможет помочь внучке, мучительно переживающей первое в жизни глубокое разочарование.

              Образ Татьяны Марковны – один из самых замечательных образов, созданных И. А. Гончаровым. Её отличает необыкновенная мудрость, интеллигентность и строгость. Но при этом она очень заботлива и радушна. Бережкова гостеприимно принимает у себя и щедро угощает всех, начиная с благородного и доброго жениха Марфеньки Викентьева и заканчивая любителем «жжёнки» и прочих горячительных напитков Опёнкина. Она порой давала пищу и приют даже Волохову, хотя терпеть не могла «Маркушку» и была против того, чтобы внук общался с ним. 

             Татьяна Марковна обладает и способностью постоять за себя, чувством собственного достоинства. Об этом свидетельствует в первую очередь эпизод, в котором она мастерски ставит на место язвительного Нила Андреевича, прилюдно оскорбившего Полину Карповну Крицкую. Бережкова не беспокоится о последствиях, не думает о возможной мести со стороны человека, перед которым трепещет вся округа. Защитить униженную гостью для неё – дело принципа.

              Несвятая святая – так, по моему мнению, можно сказать о помещице Бережковой. Люди знают её как человека высокой нравственности, большого ума и исключительной доброты. Внук Райский был поражён, случайно узнав, что когда-то очень давно, будучи молодой, бабушка тоже преступила черту, которая должна оставаться для незамужней девицы неприкосновенной. Однако ошибка юности не перечеркнула жизнь Татьяны Марковны, а, напротив, помогла ей подняться на ступень выше. Если бы не неверный шаг, сделанный много лет назад, вряд ли она смогла бы так быстро поставить на ноги свою внучку Веру, которая оказалась в похожей ситуации.

              Пример бабушки воодушевляет Верочку. Она постепенно возвращается к жизни, находит для себя массу полезных занятий, охотно участвует в свадебных хлопотах перед замужеством сестры Марфеньки. Марк соглашается обвенчаться с Верой, однако она окончательно разрывает с ним все отношения и поручает своему другу лесничему сообщить ему об этом. Бабушка приказывает уничтожить беседку, в которой встречались влюблённые. Однако Веру ещё долго терзают тягостные воспоминания.

               Отдельно следует рассмотреть финал романа.

              «Неудачник», – таким незавидным прозвищем награждает Марк Волохов Бориса Райского. Он же пророчит главному герою, что не закончит он романа ни жизненного, ни бумажного. Так и происходит. Накопив большое количество материала, Райский так и не решается написать книгу. Во-первых, оттого, что роман о Вере может быть истолкован юными особами неправильно. Во-вторых, оттого, что его не пропустит цензура. В личной жизни Райского также всё остаётся по-прежнему. Борис так и не встречает женщину, которая стала бы его судьбой. Он продолжает искать себя, искать дело, которому он хотел бы посвятить жизнь. Герой удаляется от прежних занятий живописью, литературой и музыкой и уезжает в Рим, чтобы учиться скульптуре.

               И. А. Гончаров даёт читателю надежду на то, что не только Марфенька, но и Верочка обретёт в конце концов любовь и счастье. Бабушка отвечает согласием на сватовство к старшей внучке лесничего Ивана Ивановича Тушина, однако говорит о том, что девушке потребуется время для того, чтобы окончательно оправиться он недавнего потрясения. Тушин соглашается подождать, пока боль в душе Веры утихнет. Он надеется, что когда-нибудь, спустя год или два девушка сможет полюбить его не только как друга, но и как мужчину и согласится стать его женой.

               Современные читатели нередко отмечают такие недостатки как «затянутость» повествования, чрезмерная длина диалогов и реплик, излишняя детализация, обилие философских размышлений, «застревание» автора на описании тех или иных предметов или явлений. На мой взгляд, это связано с тем, что роман был написан в 1869 году, около ста пятидесяти лет тому назад. С тех пор темп жизни значительно ускорился, манера общения людей изменилась. На смену прежней неторопливости и созерцательности пришла постоянная спешка, гонка за профессиональными достижениями и проблема нехватки времени. В связи с этим среднестатистический читатель XXI века сталкивается с трудностями при восприятии длинных предложений, глубокомысленных диалогов и развёрнутых, образных и противоречивых описаний мыслей и чувств героев. Однако человеку, привыкшему к классической русской литературе, скорее всего, будет интересно и вовсе не трудно прочитать этот произведение.

            Роман «Обрыв» подобен яркой цветной мозаике – витражу с причудливым и неповторимым рисунком. В нём без труда можно найти отголоски других произведений классической русской литературы: «Детства» А. Н. Толстого, «Бедной Лизы» Карамзина, «Отцов и детей» Тургенева. Живое изображение картины русского быта середины XIX века, увлекательный непредсказуемый сюжет с элементами драмы, достоверное и точное описание тонких оттенков человеческих чувств – всё это, на мой взгляд, является неоспоримыми достоинствами данного произведения. Знакомство с «Обрывом» И. А. Гончарова, вне всякого сомнения, не только развлечёт читателя, но и будет полезным для его духовного развития. 

Comments: 0